Измерение объема топлива в емкости, используя свидетельство о поверке (тарировочный паспорт).
Техническая эксплуатация автоцистерн осуществляется в соответствии с приказами Министерства Энергетики России. В соответствии с действующими стандартами калибровку (поверку) автоцистерн необходимо проводить раз в год. При этом выдается официальное свидетельство – тарировочный паспорт, который при эксплуатации цистерны хранится у водителя. Данный документ содержит сведения об общем объёме автоцистерны, количестве секций и объёме каждой секции. При использовании данного метода измерения, необходимо:
- Проверить актуальность действия свидетельства;
- Организовать установку автоцистерны на ровную горизонтальную площадку (бетонную, деревянную или металлическую) с углом наклона не более 1° и размерами, достаточными для установки;
- Убедится в том, что двигатель автоцистерны выключен, а автоцистерна присоединена к заземляющему устройству. Произвести внешний осмотр и проверить сохранность пломб на горловине и сливном вентиле (сливной задвижке);
- После снятия пломб, проверить уровень заполнения автоцистерны «по планку», отобрать пробу и измерить температуру нефтепродукта. Топливо должно касаться планок, установленных на стенках горловин в каждой из секций;
- По завершении слива проконтролировать полное опорожнение автоцистерны.
При наличии отклонений уровня топлива относительно планки в большую или меньшую сторону делается отметка во всех экземплярах товарно-транспортной накладной либо составляется акт. Отклонение уровня в меньшую сторону возможно по нескольким причинам.
Неполное опустошение автоцистерны. Необходимо контролировать опорожнение всей системы. Убедится, что в секциях сухо и нет луж топлива, а донные клапаны отсеков пусты. Донные клапаны отсеков (донник) — трубопровод под секциями автоцистерны, ведущий к сливу топлива. Его объем, в зависимости от марки бензовоза, может достигать до 100 литров. После слива топлива, недобросовестный водитель может просто уехать, увозя с собой эти самые литры, которые при внешнем осмотре не видны. Убедится в том, что топливо слито полностью, нужно попросив водителя открыть донные клапаны. При открытии клапана остатки топлива могут стекать, поэтому необходимо предусмотреть подходящую тару.
Также изменение объема нефтепродукта в автоцистерне может быть обусловлено изменением его физических показателей, таких как температура и плотность. При изменении температуры плотность нефтепродукта изменяется. С повышением температуры плотность нефтепродукта уменьшается, при понижении, соответственно, увеличивается.
Для измерения температуры нефтепродукта в автоцистерне необходимо отобрать пробу с помощью пробоотборника на глубине половины высоты. Температура измеряется ртутным термометром с ценой деления шкалы не более 0,5°С и диапазоном измерений температуры от 0°С до плюс 50°С сразу после извлечения пробы. Погрузите термометр в нефтепродукт, находящийся в пробоотборнике (не вынимая пробоотборник из горловины цистерны) и выдержите 1-3 минуты до достижения столбиком постоянного уровня.
От колебания температуры зависит изменение объема. При увеличении плотности продукта, объем пропорционально уменьшится и наоборот. При этом масса останется неизменной.
Таким образом, необходимо убедится в соответствии данных, указанных в товарно-транспортной накладной и полученных при измерении в автоцистерне. В случае расхождения температурных показателей продукта, произвести пересчет массы с учетом фактических данных объёма и плотности. Таблица поправок плотности нефтепродуктов в зависимости от температуры.