Двухзвенные гусеничные вездеходы и снегоболотоходы
Двухзвенные гусеничные вездеходы болотоходы и снегоболотоходы благодаря оригинальной конструкции имеют улучшенную проходимость и большую грузоподъёмность по сравнению с однозвенными.
СТМ-7087 3,3 т, 6 мест |
СТМ-70871 3,2 т, 20 мест |
СТМ-70872 3,1 т, 20 мест |
Тюнинг СТМ-7087 |
ГАЗ-3344 Алеут |
ТТМ-4902 ПС 3,5 т, 22 мест |
ТТМ-4902 ГР 4 т, 6 мест |
Используются болотоходы в особо тяжелых дорожных и климатических условиях по всем типам слабонесущих грунтов, болотистой местности, на плаву и снежной целине, а также в горной местности с высотой над уровнем моря до 4500 м. Они рассчитаны на эксплуатацию и безгаражное хранение при температурах окружающего воздуха от -45°С до +40°С.
Снегоболотоходы на гусеницах
Секции снегоболотоходjd соединены между собой поворотно-сцепным устройством (ПСУ) с возможностью блокировки.
Такая схема значительно повышает проходимость снегоболотохода благодаря возможности изменения взаимного положения звеньев за счет блокирования ПСУ, что позволяет увеличивать ширину пересекаемых траншей. ПСУ имеет гидравлические цилиндры, обеспечивающие взаимодействие звеньев снегоболотохода в двух плоскостях. Корпуса обоих сочленённых звеньев российских снегоболотоходов имеют примерно схожую конструкцию. Их нижняя часть выполняется из стального листа в виде «лодки» и обеспечивает снегоболотоходам плавучесть.
Герметичные корпуса звеньев позволяют снегоболотоходам преодолевать водные преграды вплавь.
В каждой секции болотохода имеются эвакуационные люки, так и водооткачивающие насосы, которые необходимо включать, преодолевая водные преграды на случай попадания воды в «лодки». Передвижение осуществляется за счёт перемотки гусеничных движителей. Максимальная скорость на воде – 6 км/ч. На этих «лодках» монтируются агрегаты, включая силовую установку и грузопассажирские кабины.
Двухзвенная схема сказалась на компоновке агрегатов гусеничных снегоболотоходов.
Так, двигатель болотохода располагается в переднем лодке и через трансмиссию с раздаточной коробкой передает крутящий момент на ведущие колеса обоих звеньев. Выпускаются модификации С минским дизелем Д-245.30 Е2 мощностью 156,4 л.с.;
С ярославским дизелем ЯМЗ-5402 – 190 л.с;
С двигателем Cummins ISB4/5E3 – 185 л.с. Для оптимизации распределения нагрузки на гусеницы двигатель располагается в задней части передней секции. Ведущие колеса звеньев находятся в передней части их корпусов. Передача мощности на ведущие колеса к задней секции осуществляется при помощи карданного вала, проходящего через ПСУ. Ходовая часть Ходовая часть двухзвенных снегоболотоходов имеет одинаковую конструкцию на обоих секций. На каждом борту имеются по шесть или пять опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Передние и задние катки каждого звена оснащены ограничителями хода, предотвращающими повреждение ходовой части в сложных дорожных условиях.
На гусеницы двухзвенных вездеходов могут устанавливаться резиновые асфальтоходные башмаки, а также устанавливаться резиновые эластичные уширители для снижения удельного давления на грунт следовательно улучшения проходимости.
Среднее удельное давление на грунт уменьшается до 0,17 кг/см² с дополнительным эластичными уширителями шириной 760 мм. А с резиновой литой гусеницей на BV-206 до 0,12 кг/см². Болотоходы способны подниматься на 30° склон и двигаться с креном до 25°. Благодаря двухзвенной компоновке минимальный радиус поворота равняется 6,2-10 метрам в зависимости от болотохода.
При движении по шоссе снегоболотоходы способны развивать скорость до 50 км/ч.
Скорость на пересеченной местности зависит от особенностей рельефа. При движении по шоссе расход топлива составляет 50 л на 100 км. Запас хода по топливу до 1200 км. Назначение Снегоболотоходы могут быть основой для техники различного назначения, что учитывалось при их разработке.
Переднее звено во всех модификациях оснащается корпусом, вмещающим в себя кабину экипажа для водителя и пассажиров, и двигательный отсек. Кабина оснащается шумо- и теплоизоляцией и отопителем. При необходимости в этой кабине перевозиться груз не более 700 тонн.
Грузоподъемность
Грузоподъемность переднего звена ограничена ввиду наличия двигателя и агрегатов трансмиссии. Во избежание повреждений передней кабины на ней может монтироваться кенгурин с дугами безопасности, веткоотбойниками и защитой от внешнего воздействия на световое оборудование и лобовое стекло. Второе заднее звено снегоболотоходов оснащается кузовом для перевозки грузов или пассажирским салоном.
В пассажирском салоне предусматриваются до 16 посадочных мест и до 8 спальных мест, несколько окон и кормовая дверь. Как и переднее звено, заднее утеплено и защищено от шума и комплектуется автономным отопителем.
Максимальная полезная нагрузка звена – до 4000 кг.
Двухзвенные болотоходы способны буксировать дополнительный принцип массой до 5,0 т.
Вторая секция снегоболотохода может нести не только грузопассажирскую нагрузку, но и различное специальное оборудование по желанию Заказчика. Болотоходы комплектуются грузовой платформой (грузоподъемность до 5000 кг), аварийно-спасательным или пожарным модулем, вышкой-подъемником, буровой установкой и иным оборудованием. Снегоболотоходы по требованию Заказчика изготавливаются различного варианта исполнения.